Также эксперты предлагают рассмотреть вопрос запуска скоростных поездов.
ОАО «Российские железные дороги» в скором времени может запустить пассажирские составы в Республику Крым. Это позволит увеличить число рейсов, а также сделает цены на билеты регулируемыми ФАС. О планах и перспективах рассказал глава Минтранса РФ Виталий Савельев.
«РЖД» может стать первой государственной компанией, начавшей работу на полуострове. На текущий момент пассажирскими перевозками в регионе занимается «Гранд Сервис Экспресс» – первая в России частная железнодорожная компания. Ей принадлежит, например, поезд «Гранд Экспресс» (курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом), который позиционируется как «отель на колесах». В 2019 году компания запустила поезда «Таврия», став первым ж/д-перевозчиком, организующим прямые рейсы в Крым.
При этом российские компании, имеющие международное партнерство, опасались работать в Крыму из-за риска попасть под санкции. В текущем году многие иностранные партнеры разорвали отношения в одностороннем порядке. В частности, с российского рынка ушел немецкий партнер «РЖД» Siemens, занимавшийся поставками и техобслуживанием скоростных поездов «Сапсан». Тем самым обстоятельства сами сложились благоприятным образом для начала работы в Крыму.
«Сейчас есть все условия для того, чтобы крупные российские бизнес-структуры, которые раньше опасались каких-то санкционных мер, спокойно приходили на полуостров и активно работали. Теперь им нечего бояться», – еще в марте текущего года заявил президент Владимир Путин.
Спрос на пассажирские ж/д-перевозки в Крым остается стабильно высоким уже несколько лет. После закрытия южных направлений авиаперевозок железные дороги стали практически единственным вариантом для туристов. Возросший спрос на местные курорты спровоцировал дефицит билетов. Можно сказать, что развитее железнодорожных перевозок в данном направлении неизбежно.
«Если раньше у нас были какие-то опасения, что ОАО “РЖД” может попасть под санкции, у них много международных проектов, сейчас это все проще», – подтвердил глава Минтранса РФ Виталий Савельев.
Однако для этого предстоит решить ряд насущных вопросов. Первое – это вопрос собственности. На текущий момент вся железнодорожная инфраструктура в Крыму относится к ФГУП «Крымская железная дорога» (находится в ведении Росжелдора). Для организации перевозок «РЖД» должна получить железные дороги в управление. Кроме того, крымскую железную дорогу необходимо реконструировать. В том числе, под возможность запуска скоростных электричек типа «Ласточки», дополняет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Эксперты утверждают, что появление в Крыму российского монополиста не повлияет на пассажиров. Ввиду высокого спроса путешественникам без разницы, на поезд какого перевозчика брать билет.
«С точки зрения сервиса для пассажиров и экономики, все равно кто туда ездит – “Гранд-Сервис-Экспресс” или ФПК. Кто и какие вагоны туда запускает, пассажирам все равно», – считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Однако практика показывает, что не все так однозначно. Так, сервис в «Сапсане», который позиционируется как скоростной поезд повышенной комфортности, год от года получает одни и те же нарекания от пассажиров. Чаще всего пассажиры остаются недовольны такими услугами, как беспроводной интернет или питание.
«Не успели покушать перед отправлением. Пришлось брать еду из предложенного на борту. Это, ребята, что-то с чем-то. Стоит непомерно дорого, а на вкус – тьфу и растереть. Макароны разваренные, курицу не прожевать. Уж, казалось, как курицу то нужно приготовить, чтобы она резиновой стала? За такой ценник мы ожидали получить обед ресторанного качества, а по факту лишь выкинули деньги на ветер. Негодую», – пишет очевидец.
Качество сервиса в поездах зависит от поставщиков конкретной услуги. Так, готовые рационы для «Сапсанов» поставляют комбинаты в составе холдинга RBE Group. Этой же компании принадлежит 70% поставщика услуг беспроводного интернета для поездов, ООО «РМ». Об этом сообщалось в связи с коррупционным скандалом – поставщики завысили стоимость работ по обеспечению поездов Wi-Fi.
В рамках договора с Siemens еще от 2019 года в Россию поставили 4 модернизированных состава «Сапсан». Однако поезда отличаются больше конструкционными особенностями, сервис в них такой же. Производство «Ласточек», которые также являются зарубежной разработкой, преимущественно локализовано. При том данные поезда обладают меньшей степенью комфорта, отмечают пассажиры.
На текущий момент отечественные производители ведут разработки полностью российских аналогов «Сапсана» . Этим занимается компания «Синара – Транспортные Машины» совместно с «РЖД», российскими промышленниками и учеными. Однако новые составы могут появиться только к 2028 году. Каким в них будет сервис, пока судить рано. Также к 2025 году обещают построить высокоскоростную магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга.
В отношении крымских направлений «РЖД» могут запустить железнодорожное сообщение в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. При этом по мнению экспертов российский монополист вполне может работать параллельно с «Гранд Сервис Экспресс», при условии, что маршруты обеих компаний не будут пересекаться.