Хоть престиж армии и растет год от года, дедовщина все еще не ушла в прошлое. Однако родители могут больше не бояться сообщать о неуставных отношениях в армии, опасаясь навредить своим сыновьям.
Офицеры в армии давно шутят, мол, из-за реформ служба в армии давно превратилась в курорт: всего один год службы, полноценное горячее питание, дневной сон, возможность заниматься саморазвитием и наличие мобильных телефонов. И хоть неуставных отношений на службе стало гораздо меньше, сказать, что дедовщина совсем пропала нельзя.
Родители военнослужащих иногда звонят в СМИ, чтобы рассказать о таких случаях. Недавно отец солдата-срочника обратился в редакцию известного портала и рассказал о произволе в армии: «Пока он (сын) держится, но другие служащие воинской части страдают от тирании группы сильных, но неадекватных парней. Десяток «урок» держат в страхе несколько подразделений, оскорбляя, унижая, заставляя делать чёрную работу. Бьют исподтишка, но ощутимо – до синяков. Командование на это закрывает глаза».
Чаще всего родители желают оставаться анонимными, опасаясь усугубить ситуацию в воинской части. Руководитель общественной приёмной при краевом Заксобрании по работе с военнослужащими Юрий Тарлавин рассказывает, что завести дело можно лишь при наличии конкретного заявления: «Были случаи, когда родители сначала жаловались, а потом отказывались от своих слов, и нас обвиняли в клевете. В каждом конфликте есть свои нюансы», – поясняет он.
Минобороны предложили решение проблемы: военная полиция встанет на защиту военнослужащих, выступающих свидетелями в военных судах, а также членов их семей. «Теперь военные полицейские смогут брать под защиту свидетелей по делам о дедовщине и коррупции в армии», – пишут военные.
Тарлавин рассказал, что 90% жалоб поступают из частей, где у служащих много свободного времени, которое они тратят, помимо прочего, и на конфликты. Тем же, кто занимается боевой подготовкой на полигоне конфликтовать некогда. Если ситуация затрагивает честь, здоровье или безопасность человека, то пускать ситуацию на самотек нельзя, нужно обязательно обращаться в прокуратуру. Четыре года назад по всей стране уже прокатилась волна самоубийств. Эксперты говорят, что в каждой жалобе нужно разбираться индивидуально. Руководитель общественной организации воинов-афганцев Александр Харламов рассказывает: «В ситуации беспредела необходимо подвести юридическую основу под действия негодяев и призвать их к ответственности. Скажу откровенно – в тех подразделениях, которыми я руководил, практически не было неуставных взаимоотношений».
Стоит отметить, что бытовые условия армейской службы уже давно изменились и не должны вызывать опасений у родителей. К примеру, питанием солдат обеспечивают профессиональные повара, а при каждой казарме накрывают шведские столы, где солдаты могут выбрать блюдо себе по вкусу. К тому же на все праздники действует особое меню, к примеру, во время масленичной недели военнослужащих кормят блинами. Кроме того, смягчились и условия жизни: сейчас солдаты гораздо чаще пользуются мобильными телефонами, к ним в гости могут приезжать родители, а после обеда им полагается час сна.
Председатель уссурийского отделения всероссийской общественной организации «Боевое братство» Евгений Танасьев подчеркнул: «Идёт улучшение в плане быта, уровня учебных занятий. Главное, патриотизм никуда не исчез. Задача армии – воспитание настоящих героев».