Хорошая организация школьного питания является важнейшим
условием поддержания здоровья детей.
За фразой «школьное питание» стоит не только здоровье ребёнка, но и способность к эффективному обучению. Диетологи и педиатры отмечают, что ухудшение этих показателей связано с неправильным и неполноценным рационом. Поэтому организации питания должно быть уделено особое внимание не только дома, но и в школе. Именно в этом направлении в настоящее время проводится огромный объём работы коллективами школ и комбинатами питания. Так, например, сейчас в 60 регионах страны действует программа «Разговор о правильном питании».
«Ежегодно в ней принимают участие более одного миллиона детей.
Сама программа рассчитана на детей начальной школы. Она включает в себя три учебных модуля, и её изучение проводится в течение трёх лет. Эта цифра взята неспроста. За один или два года сформировать полезные привычки практически невозможно, а за три года ребёнок уже может расширить свои знания о правильном питании. Помимо занятий в школе, составляющих 40 учебных часов в год, в рамках нашего проекта проводятся конкурсы, семинары и другие формы активности.
Ведь формирование полезной привычки – достаточно сложная задача. Если делать это только в школе, то мы своей цели не достигнем. Мы хотим, чтобы ребёнок жил идеей правильного питания», - рассказала автор программы «Разговор о правильном питании», руководитель отдела образовательных программ компании «Нестле» Александра Макеева.
В Волгоград в рамках программы к ученикам в гости приехал член Гильдии шеф-поваров России Михаил Лиске. В ходе мастер-класса школьники научились быстро и вкусно готовить здоровую пищу. Программа здорового питания действует в Волгоградской области с 2002 года. В настоящее время в ней принимают участие более 72 тысяч школьников.
А в Саратове в ходе «Разговора о здоровом питании» ученики гимназии №34 узнали о пользе мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов. Также ребятам разъяснили принципы рационального питания и то, какие продукты не рекомендуется употреблять в пищу. После теории им предложили перейти к практике и приготовить тар-тар из помидоров и овощной шашлык.
В Кемерово также внимательно относятся к рациону школьников. Там в середине октября проходила «Неделя здорового питания», в которой приняли участие 57 тысяч учеников. В рамках мероприятия в каждой школе состоялись уроки ««Здоровое питание — правильное питание», а также классные часы, круглые столы, мастер-классы и другие познавательные и интересные события. Диетологи, врачи и спортсмены рассказали детям о сбалансированном рационе и здоровом образе жизни.
Несомненно, качество школьного рациона имеет первостепенное значение. По словам экспертов, как об одном из лучших примеров можно говорить о столичных общеобразовательных учреждениях. Именно московский опыт организации школьного питания перенимают во многих регионах. Показательно, что там уже несколько лет нет нарушений в этой сфере. В каждой школе сотрудники комбинатов питания готовят на современном оборудовании, что позволяет соблюдать стерильность, кроме того всё сырье ежедневно проходит лабораторную проверку.
Также стоит отметить, что в Москве вот уже несколько лет действует интереснейший проект «Мой школьный ресторан». С его помощью обычные столовые переделываются в тематические рестораны с соответствующим меню. «Цели проекта — повышение культуры питания детей, превращение школьной столовой в место общения и отдыха учеников. Чем интереснее и современнее зал, чем более оригинально оформлены блюда, тем больше у детей желания прийти и провести время в столовой на перемене между уроками», - рассказали в Департаменте образования Москвы.
Регулярные проверки качества школьного питания проходят во многих городах страны. В Салехарде, например, действует программа «Здоровое питание». В её рамках представители муниципальной рабочей группы осуществляют проверку школ: под пристальное внимание попадает уровень чистоты в пищеблоках и столовых, качество еды и даже эстетическое оформление помещений.
По словам специалистов, в последние несколько лет уровень организации питания в школах и качество рациона ощутимо выросли. В основном это касается тех учебных заведений, где используется централизованный подход и работают специализированные комбинаты питания.