Каждый из нас не раз слышал выражение «трудный ребенок». А что значит «трудный»? И кто вообще додумался присоединить определение «трудный» к такому живому слову «ребенок»? Чаще всего «трудные дети» следствие «неблагополучных семей». Еще одно режущее слух определение. Но о семьях чуть ниже, вернемся к детям.
Чешский педагог Януш Корчак, который пошел до конца со своими воспитанниками, и был сожжен в газовой камере «Освенцима», говорил: «Главная беда взрослых в том, что они забыли, что сами были детьми». Мы записываем в «трудные» первоклашку, который вертеться на уроке, не в силах чисто физиологически высидеть 45 минут урока. Мы называем «трудным» ученика средних классов, не выучившего урока, не пытаясь разобраться, почему он не выучил. Ну и конечно «трудный» для нас старшеклассник, который подражая взрослым, пробует курить. Легче всего записать ребенка в «трудные» и ничего не делать, отмахнувшись «а он трудный».
А ведь выставив за дверь вертлявого ученика, учитель расписывается в своей педагогической беспомощности, несостоятельности. Поставив двойку ученику, учитель ставит ее себе. Не научил, не донес, не влюбил в себя и в свой предмет. А с курением? Как не борись, даже личным примером и на уровне государства, телевидение и интернет сделают свое «темное» дело».
Так что, давайте не записывать детей в «трудные», а, к примеру, назовем «дети, временно попавшие в трудные условия». Будь то «неблагополучная семья» или влияние улицы и интернета. Вывести детей из этих условий задача педагога и воспитателя. Создать благоприятные условия, минимизировать возможность появления «неблагополучных»… – это уже задача общества и государства.
Не будем лишать детей детсва с помощью прилагательного "трудный".