^
Ў
Skif
6-08-2016, 17:46

Мотив похищения в русских сказках

 

Стоя на вышке наших сегодняшних знаний о прошлом, и вглядываясь в глубину тысячелетий, можно сказать, что похищение человека, пожалуй, одно из древнейших, если не самое древнее, преступление. Не зря это правонарушение широко отображено в легендах и мифах многих народов населяющих нашу планету.

В этой сказке царь с царицей вышли погулять в сад, а внезапно налетевший ветер унес царицу.

Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем русские народные сказки. Не вдаваясь в проблемы фольклористики и тайных символов народных повествований (давно исследованные А. Н. Афанасьевым, В. Я. Проппом и др.) просто приведем сюжеты с похищением, которые встречаются в текстах сказок. В первую очередь это похищение женщин.

Одна из первых печатных сказок «Сказка о золотой горе», где женщина похищена ветром: «Жил-был царь. Дал ему Бог трех сыновей. Старший – Димитрий-царевич, второй – Василий-царевич, а самый младший – Иван-царевич. Раз вышли царь с царицей в сад погулять. Нежданно-негаданно поднялся вихрь и унес царицу у мужа на глазах».

Следующий пример из сказки «Иван царевич и серый волк». «Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену – да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину – и наутек».

В сказке «Хрустальная гора» царевна пропадает на прогулке с Иваном царевичем. Он ее впоследствии и спасает. «…Вот он поступил к тому царю на службу и живёт у него неделю, другую и третью. Стала просить царевна:

- Государь мой батюшка! Позволь мне с Иваном-царевичем на хрустальной горе погулять.

Царь позволил. Сели они на добрых коней и поехали. Подъезжают к хрустальной горе, вдруг откуда ни возьмись – выскочила золотая коза. Царевич погнал за ней, скакал-скакал, козы не добыл, а воротился назад – и царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?»

В русских сказках довольно распространенный сюжет – это похищение детей.

Вот сцена похищения из сказки «Гуси-лебеди». «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях».

Мотив похищения в русских сказках

 

Сказка «Маша и медведь». Здесь скорее не похищение, а удержание в плену. Хотя эта сказка явно адаптированная древняя история про похищение невесты и ее замужество с тотемным животным (в данном случае – Медведем).

«А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке».

Медведя русский люд боялся. Так боялись, что даже имя зверя было страшно называть, так и утратили, а стали величать «тот, что ведает медом» т.е. «медведь», «ведмедь» (так величали его во многих российских губерниях вплоть до XIX века), а на Украине так и закрепилось «ведмідь».

В сказке «Царь-медведь» царь был вынужден пообещать своих детей лесному зверю. И после смерти родителей медведь нашел и взял к себе в услужение царских детей.  

«Жил себе царь с царицею, детей у них не было. Царь поехал раз на охоту красного зверя да перелётных птиц стрелять. Сделалось жарко, захотелось ему водицы испить, увидал в стороне колодец, подошёл, нагнулся и только хотел испить – царь-медведь и ухватил его за бороду:

- Пусти, — просится царь.

— Дай мне то, чего в доме не знаешь; тогда и пущу.

— Что ж бы я в доме не знал, — думает царь, — кажись, всё знаю… Я лучше, — говорит, — дам тебе стадо коров.

— Нет, не хочу и двух стад.

— Ну, возьми табун лошадей.

— Не надо и двух табунов; а дай то, чего в доме не знаешь.
‎Царь согласился, высвободил свою бороду и поехал домой. Входит во дворец, а жена родила ему двойни: Ивана-царевича и Марью-царевну; вот чего не знал он в доме. Всплеснул царь руками и горько заплакал.

— Чего ты так убиваешься? — спрашивает царица.

— Как мне не плакать? Я отдал своих деток родных царю-медведю.

— Каким случаем?

— Так и так, — сказывает царь.

— Да мы не отдадим их!

— О, никак нельзя! Он вконец разорит всё царство, а их все-таки возьмёт».

В сказке «Покатигорошек», записанной М.А. Максимовичем на Украине, Змей похищает девочку. «Був собі чоловік да жінка, а у них було два сина і дочка. От батько посилае синів орать; вони кажуть: «А хто нам обідать принесе?» Батько каже: «Дівка». А дівка каже: «Я дороги не знаю». От брати кажуть: «Як зійдеш на гору, так буде три дороги; на которій дорозі стружки будут лежать, то ти по тій і йди». Змій бачить, що два брата їдуть і все по дорозі стружки стружуть; він узяв стружки, позбирав, да кида? по тій дорозі, що до його нори. Мати наварила обідать і дала дочці нести. Вона вийшла на гору і пішла по тій дорозі, по которій стружки лежать; дійшла до нори, а змій узяв її да в нору і кинув».

Сказки, где встречается Баба-Яга. По идее, Яга похищает и поедает детей, которых  забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Многие сходятся на идее, что это отображение способности женщины сделать аборт. Но в сказках мы ни разу не встречаем что ей хоть раз удалось погубить детей. Местом жительство Бабы-Яги является лес – символ темного и неизведанного, теневой стороны жизни, а зачастую – смерти. Дети, скорее всего, часто терялись в лесу, пропадали… Тут было где разыграться людской фантазии. Съедала Баба-Яга – родилось в сознании людей, но никто этого воочию не видел и доказать не мог. Но многие сюжеты, связанные с Бабой-Ягой относятся к обряду инициации (посвящения). Увезли в лес – прошли испытания – вернулись в другом качестве и были приняты обществом. Не прошли, были отвергнуты… А бывало и «кости в коробчонке» возвращались. Из этой серии «Морозко», «Спящая царевна», «Дочь и падчерица», «Баба Яга и Жихарка».

Очень хорошо раскрыт мотив инициации, взросления детей в сказке «Снегурушка и лиса» /Афанасьев А.В. Записано в Калужской губ. №34/

Как обычно, жили-были старик со старухой, и была у них внучка Снегурушка. Девочка растет, матери, как видим, нет (мы еще вернемся к теме отсутствия родителей), кто научит девочку всем житейским премудростям? Девки повзрослее. Снегурушка просится погулять, но ее не пускают. Не время еще. «Старики долго не соглашались, но после многих просьб отпустили Снегурушку и приказали ей не отставать от подруг». Не отставать… Но она заблудилась, и подруги, не докричавшись, оставляют девочку в лесу: «Снегурушка, видя, что она осталась одна, влезла на дерево, стала горько плакать, припеваючи:

- Ау, ау, Снегурушка, ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка; её девки в лес заманули, заманувши покинули».

Кажется подло, бросили. Но они ведь по замыслу должны научить всем премудростям. Это и происходит. Многие звери предлагают Снегурушке свою помощь, но она отказывает и Медведю и Волку, мотивируя тем, что они ее съедят. Просто не время еще возвращаться, не все «премудрости» познаны. По-сути, мы видим сватовство тотемных животных к Снегурушке. Поему же отказ? А может потому, что одна она у дедушки и бабушки: «Как мне, батюшка-медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка Снегурушка». Это уже тема заботы о родственниках и уважения к старости. Возможно у славян не «обручали» с тотемными животными единственного ребенка в семье. Лишь Лиса помогает Снегурушке и с ней она возвращается в отчий дом. Обряд пройден – девочка стала девушкой. Лиса просит курочку… «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за её услугу. А лисица просит, чтоб в награду дали ей курицу и пустили бы её в поле». И что это, как не приношение Богам. Родственники приносят жертву за благосклонность Богов и «науку».

Многие сюжеты сказок и не только русских, когда женщину изолируют во время месячных очищений (Пропп, стр. 27 ИКВС).   

Мы не задумываемся, а обряды инициации дожили и до наших дней. Мы получаем паспорт, сдаем экзамены (ЕГЭ) и в 18 лет получаем все права гражданина общества, а с ними и обязанности. И почему, когда чего-то не знаем или не понимаем, говорим «темный лес»?.. Память народа - великая сила, бережно сохранненая Ариной Родионовной и переданная своему воспитанику Александру Сергеевичу.



Информация

Гости не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегестрироваться !







Перейти к полной версии