Во время съемок фильма «Двадцать дней без войны» Алексей Герман наблюдал удивительную метаморфозу. В коротком перерыве между сценами Юрий Никулин, присев отдохнуть на солнце, вдруг перестал быть клоуном или Народным артистом. В его позе, во взгляде, в самой манере держаться проступил настоящий фронтовик.
«В нем было то самое солдатское достоинство, — вспоминал режиссер. — Он мог бы и чаю принести, и сапоги снять, но холуем не стал бы никогда. В войну таких бойцов особенно уважали — в них чувствовалась внутренняя независимость. Она сохранилась и в Никулине».
До этой роли актер играл множество ярких персонажей, но именно в «Двадцати днях...» он раскрылся по-новому. «Здесь он играл интеллигента — каким и был на самом деле, — отмечал Герман. — И говорил с фронтовиками на их языке, без фальши».
Никулин никогда не имел того актерского «жирка», по которому узнают заслуженных мастеров. Он оставался подлинным — и в кадре, и за его пределами. В этом, возможно, и был секрет его обаяния: за плечами — война, в душе — чистота, а в профессии — абсолютная естественность. Даже сидя на съемочной площадке, подставив лицо солнцу, он напоминал не артиста, а бойца, ненадолго присевшего перед новым боем.
Подробнее https://www.yaplakal.com...