У мальчишек моего поколения (у тех, кто чуть старше) было два культовых фильма - два абсолютных культа. Это "Фантомас" Юнебеля и "Великолепная семёрка" Стёрджеса. Великолепную семёрку" я не видел по малолетству - когда я начал ходить в кино, фильм уже не прокатывался на широком экране. А "Фантомаса" я просто упустил, по какой-то непонятной причине. В общем, культовым кино для моих ровесников были, скорее, "Сыновья Большой Медведицы" Маха и "Золото Маккены" Ли Томпсона, которые я видел вовремя и которые мне показались плохо сделанными, скучными и примитивными даже в том возрасте, когда фильмы, подобные "Это было в разведке", идут на ура. Любопытно, что "Золотая пуля" Дамиано Дамиани, проходившая по кинотеатрам примерно в то же время, несмотря на своё качество, никакого ажиотажа не вызвала и не воспринималась, как эталон вестерна. В общем, "Фантомас" и "Великолепную семёрку" я посмотрел уже будучи взрослым человеком.
Фильм Юнебеля особого раздражения или особого восторга не вызвал, потому что я уже видел другие фильмы с Луи де Фюнесом и знал, чего ожидать. Интересно, что с "Фантомасом" я знакомился по телефильмам "Семь стариков и одна девушка" и "Аниськин и Фантомас" - там были использованы фрагменты оригинальной кинокартины. В общем, по прежнему лучшим фильмом Юнебеля для меня остался "Горбун" (хотя, как честный человек, я должен признать, что "Чудо волков (Тайны Бургундского двора)" гораздо лучше сделан), а "Фантомас" - так, проходное кино с забавными моментами, сильно недотягивающее, например, до "Дьяболика" Марио Бавы.
А "Великолепная семёрка" мне не понравилась вовсе. Тем ведь какой поворот? Кальверо (великолепный Эли Уоллах) щадит гринго и отпускает их живыми и с оружием, взяв с них общание не вмешиваться. Но гордые стрелки нарушают своё обещание и возвращаються "мстить" за своё "унижение". Возможно, для американцев 1960 года и для советских мальчишек 1962-1965 годов такое поведение могло выглядеть пафосным благородством, но для меня в 1989 году это ставило "благородных гринго" на тот же моральный уровень, на котором находились головорезы Кальверо - причём сам Кальверо на таком фоне выглядел анархиствующим идеалистом. И это было бы неплохо, если бы "герои" были "антигероями" или просто двусмысленными персонажами, как Джон Уэйн в "Вышедших на поиски" Форда. Это было бы логично. Однако антигероев "Семёрки" подавали именно в качестве героев, романтизировали их.
Что касается актёрских работ, то мне там понравились, кроме Уоллаха, Чарльз Бронсон и Джеймс Кобурн, который мне вообще во всех фильмах нравится. А остальные... так. Не особо.
Поэтому я не удивлён, что в собственно американских списках эталонных вестернов "Великолепная семёерка" фигурирует отнюдь не всегда.
И, разумеется, никакого сравнения с "Семью самураями", откуда позаимствован сюжет, фильм Стёрджеса не выдерживает.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/267088.ht...