Неслабая половина: Как эволюционировали супергероини в фильмах Marvel за 15 лет
Автор канала соблюдает законодательство РФ и решительно осуждает экстремистское деструктивное движение феминисток, противоречащее традиционному укладу российского общества
У меня так часто бывает – возникает идея, о чем написать, я ей вспыхиваю, ищу дополнительные факты, подбираю материал, иллюстрации, примеры. И пока всё это делаю, выясняю для себя всё, что меня интересовало, а потому писать об этом становится просто неинтересно. Вот и эту статью я в общих чертах набросал еще под релиз "Черной вдовы", которую сто раз переносили, потом "оживлял" под "Вечных", затем хотел выложить перед выходом "Капитана Марвел 2", да так и оставил в черновиках. На днях она попалась на глаза, и я решил дописать и опубликовать. Как говорится, пусть висит в интернетах, чтобы мне потом стыдно было.
Можно как угодно относиться к тому, что сегодня феминизм вышел на какой-то предельный уровень агрессии, что так называемая "повесточка" вводит гендерные, расовые и прочие квоты, что кино так или иначе стало сильнее зависеть от общественных трендов, многие вещи остаются незыблемыми либо меняются очень медленно. В этом отношении интересно выглядит эволюционный процесс возвышения женщин-супергероинь в фильмах студии Marvel – за десять лет здесь произошла красноречивая трансформация. Из второстепенных и даже третьестепенных персонажей женщины доросли во вселенной Мстителей до сольных фильмов и собственных героических команд. Давайте посмотрим, как менялось отношение авторов, актеров, публики к "фуриям в юбках", защищающим мир от злодеев.
Не особенно изобретательное и весьма специальное отношение к женщинам – родовая травма комиксов о супергероях. И в "золотой", и в "серебряный" века этого вида искусства и Marvel, и DC воспринимали "слабый пол" исключительно довеском к "полу сильному". А если женщины-героини и появлялись, то они входили либо в "резерв", либо не отличались особенно впечатляющей силой – но в любом случае женские образы в первую очередь были сексуализированы, акцент делался не на характере, а на внешности. Едва скрывающие интим костюмы и вычурный макияж не делал супергероинь опасными и пугающими врагов. Напротив, скорее они казались представительницами животного мира, опасными самками, привлекающими и убивающими самцов.
Когда Marvel запустилась со своей киновселенной, обнаружилось, что и на экране женщинам уготовлена примерно та же участь. Показательным стал закулисный конфликт, развернувшийся на съемках "Железного человека 3". Ребекка Холл высказала свои претензии студии после того, как ее персонажа – Майю Хансен – прямо в процессе работы "понизили" из главных злодеек во третьестепенные антагонисты. "Я подписалась на роль противоречивого персонажа с хорошей историей, но то, что увидела на экране, никак не соответствует первоначальным планам", – сообщила актриса в интервью. Оправдания режиссера Шейна Блэка прозвучали жалко – по его словам, планы студии изменились, потому что игрушечные фигурки героини Холл, якобы, будут хуже продаваться.
В такой аргументации легко разглядеть влияние тогдашнего руководителя Marvel Entertainment Айка Перлмуттера, который пришел в кино именно из игрушечной промышленности. Эти его взгляды, кстати, подтвердились в переписках, обнаруженных во взломанной корпоративной почте Sony – Перлмуттер пророчил в письмах катастрофические провалы фильмам с женщинами-супергероинями на ведущих ролях. Marvel потребовалось десять лет, чтобы от просто привлекательных образов добраться до объемных, трехмерных женских персонажей, которые больше не являются "девушками в беде", а могут сами постоять и за себя, и за мир. Можно сказать, что студия стала другой. Давайте проследим этот путь изменений.
Первой супергероиней киновселенной Marvel стала Черная вдова Наташа Романофф, дебютировавшая на экране в "Железном человеке 2". В бумажных комиксах этот персонаж всегда был до крайности сексуализирован – ее часто показывали в обтягивающих комбинезонах с расстегнутой до неприличия откровенно молнией. В кино Романофф представили агентом Щ.И.Т., внедренным в Stark Industries для слежки за Тони Старком. Герой Дауни, конечно, клюнул на соблазнительную подчиненную, за что получил замечание от Пеппер Потс, своей будущей супруги. Хотя уже в дебютном своем фильме Черная вдова была показана силой, с которой придется считаться, взгляд на нее был классическим, "мужским". Вспомните, как Хэппи Хоган подглядывал за тем, как Наташа переодевается на заднем сидении его авто.
Вполне вероятно, что Джеймс Ганн был намерен изменить представление аудитории о супергероинях, но его Гаморе из "Стражей галактики" это не удалось. Да, это была самая смертоносная женщина в галактике, Ганн отлично продумал ее образ и характер, но в центре сюжета всё равно был Звездный Лорд, а дочь Таноса в первую очередь была его потенциальной возлюбленной. Сиквел космических приключений заметно расширил женское экранное присутствие в комиксах – к Гаморе добавилась ее сестра Небула и сестра Питера Квилла Мантис. Карен Гиллан, сыгравшая Небулу, в интервью рассказывала, что команда второй части провела немало времени в дискуссиях о том, как максимально избежать стереотипного представления о женщинах в фантастике. В результате все три героини получили закрытые одежды и были представлены в первую очередь бойцами, а не романтическими объектами.
Казалось бы, лед тронулся, но в этот момент студия столкнулась с вызовом, который едва не сломил наметившийся феминистский тренд – на сцену вышла Алая Ведьма. Даже режиссер "Эры Альтрона" вынужден был признать проблему гиперсексуализированности Ванды: "Просто загуглите Алую ведьму в бумажных комиксах, и вы поймете – ее костюмы вряд ли могут найтись в вашем гардеробе. Разве что для игр в темное время суток". Студия осознавала препятствие, тем более что франшиза впервые заходила на территорию фэнтези – Алая Ведьма славилась не столько физической силой, сколько владением магией. Но всё равно Marvel осталась в плену стереотипа – Элизабет Олсен сражалась буквально за каждый миллиметр декольте своей героини: "Мне всегда казалось странным, что мужчин в фильмах о Мстителях показывают максимально реалистично, а женщин – наоборот. Зритель-мужчина может сравнить себя с Тони Старком или Стивом Роджерсом даже в их костюмах, но мы, женские героини, никогда не были похожи на среднестатистическую женщину..."
Пожалуй, действительно ощутимым шагом вперед на пути равноправия женских и мужских персонажей стала картина "Человек-муравей". К ансамблю персонажей присоединилась Хоуп Ван Дайн, будущая Оса. В отличие от предыдущих героинь, Хоуп, хоть и являлась традиционно возлюбленной ведущего персонажа, но в фильме она была показана более компетентной, сильной, смелой, ответственной, чем Скотт Лэнг. Будучи наставницей Лэнга Хоуп не отказала себе в удовольствии показать мужчине его место и указать на слабые места. Немного разочаровало то, что вместо гораздо более подготовленной женщины на задание все-таки отправился мужчина, но уже из финала этого фильма было понятно, что с костюмом Осы Хоуп всем еще покажет. Так и случилось....
Здесь стоит отметить, что стремительные изменения в отношении к женским персонажам в Marvel возникли не на пустом месте. Это результат завершения противостояния внутри студии, в котором консервативный взгляд на кинокомиксы Айка Перлмуттера уступил главенство прогрессивным стремлениям более молодой части творческого коллектива, возглавляемого Кевином Файги. Боб Айгер, глава Disney, после приобретения Marvel сделал выбор в пользу Файги, сделавшего комиксы частью своей жизни и отлично понимающего, в каком направлении должна двигаться история Мстителей. Корпоративная реструктуризация 2015 года вывела Файги на первый план Marvel Studios и запустила новую эру. К добру или к худу...
Именно при Файги в Marvel озаботились проблемами разнообразия, представленности и квотирования. Последствия нового курса зрители почувствовали почти сразу – в работу были запущены "Черная пантера" с ведущим чернокожим персонажем и "Капитан Марвел", история одной из наиболее могущественных супергероинь. Но сперва пришлось окончательно задокументировать равноправие Осы и Человека-муравья – героиня Эванджелин Лилли не просто заняла место в названии картины, она перетянула на себя ответственность за сюжетное продвижение. Кстати, и антагонистом в фильме сделали женщину – Эйву Старр по прозвищу Призрак. Новый президент студии не на словах, а на деле взялся реализовывать право женских персонажей на достойную представленность в мире супергероев.
Подлинно переломными моментами стали, как я уже отметил, выходы в прокат фильмов "Черная пантера" в 2018-м и "Капитан Марвел" в 2019 году. Файги поступил смело и радикально – он представил двух персонажей, способных полностью перевернуть представление о кинокомиксах. Шури из "Черной пантеры" нам показали конструктором и изобретательницей, потенциал которой выше, чем у Тони Старка, а Кэрол Дэнверс из "Капитана Марвел" вообще наделили силой, которой во вселенной не владеет больше никто. В совокупности два фильма представили перспективу будущего Marvel – с женщинами-супергероинями на переднем плане и афрофутуризмом в качестве модели идеального устройства общества.
Сложно сказать о будущем, но в прошлом в Африке действительно было широко распространено равенство между мужчинами и женщинами. Как объясняют историки, мужчины доколониальной Африки чувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы дать женщинам развиваться на любом поприще, насколько это позволяют их таланты. Иначе говоря, воинственные женщины Ваканды – не выдумка, а творческая переработка наследия дагомейских амазонок, единственной полностью состоящей из женщин армии, чье существование подтверждено документально. Поэтому, да, в Ваканде правит король, но даже могущественный Т'Чалла опирался на окружавших его женщин в вопросах руководства, технического сопровождения и боевых операций.
Что же до Капитана Марвел, то это вообще одна из наиболее выраженных феминисток в мире супергероев. Файги и компании пришлось серьезно переработать внешний облик Кэрол Дэнверс, поскольку до недавнего времени костюм супергероини представлял собой в лучшем случае купальник, более подходящий для отдыха у бассейна. Специально для героини Бри Ларсон дизайнеры спроектировали своеобразный комбинезон в стиле милитари, отсылающий к летным комбинезонам и военной форме. Многим зрителям откровенно профеминистский сюжет "Капитана Марвел" с финальным сражением под песню "I'm Just a Girl" показался перегибом, но кассовые сборы многое расставили по своим местам – и "Пантера" и "Марвел" собрали свыше 1 миллиарда долларов. С этим сложно спорить.
Четвертая фаза Киновселенной стала подлинным триумфом женщин как в кадре, так и за его пределами. Сага Мультивселенной стартовала с трогательного прощания с Наташей Романофф – Черная вдова получила заслуженный сольный фильм, в котором ведущий мужской персонаж Красный Страж показан нелепым мужланом, неспособным даже штаны застегнуть самостоятельно. С другой стороны, на ТВ фаза началась с сольного сериала об Алой Ведьме. Кстати, именно в сериале Ванда стала настоящей Алой Ведьмой, но поскольку костюмы героини разрабатывались с учетом пожеланий Элизабет Олсен, всё вышло в большой степени скромно. То же можно сказать и о Черной вдове – героиня Скарлетт Йоханссон в коем-то веке носила удобную и практичную одежду, а не виниловые футляры.
Но не только внешний вид супергероинь изменился – студия с большим старанием подошла и к сюжетам новых картин. Центральной темой "Черной вдовы" стала борьба женщин за свободу воли, а "Ванда/Вижн" рассказывал о женщине, переживающей горе потерь и травму лишений. Не в последнюю очередь смещение фокуса произошло в результате привлечения женщин в кресла режиссеров, "Вдову" поставила Кейт Шортланд, а шоу-раннером "Ванды" стала Жаклин Шеффер. Как видите, с 2008 года, когда вышел первый "Железный человек", до 2021-го, когда со зрителями попрощалась Черная вдова, за эти 13 лет взгляды Marvel изменились кардинально.
Показательным стало интервью Виктории Алонсо, продюсера студии Marvel, после старта проката "Черной вдовы". В нем Алонсо говорит о том, что сольный фильм о Наташе Романофф мог выйти только теперь, только после десяти лет планомерной работы над репутацией супергероинь, их внешним обликом, их стремлениями и проявлениями. Фанаты стали требовать сольник героини Йоханссон еще в 2010-м, но тогда был совершенно иной климат. "Я бы просто не смогла найти поддержки в стремлении показать Черную вдову человеком, а не объектом вожделения. Тогда, на старте, мы вряд ли смогли бы избежать сексистского представления о персонаже, и сегодня мне было бы стыдно смотреть на то, что могло получиться." – говорит Алонсо.
Первый вариант данного текста – от октября 2021 года – заканчивался на этой оптимистичной мысли. Но последующие три года показали, что ставка, сделанная Кевином Файги на женское равноправие, мягко говоря, не сыграла. В четвертой и пятой фазах в актив можно записать разве что отрицательную роль Алой Ведьмы в "Докторе Стрэндже: В мультивселенной безумия", да возвращение Джейн Фостер и Валькирии в "Торе: Любовь и Гром". Остальные фильмы и сериалы с женскими персонажами на первом плане оказались ужасающе провальными. "Вечные" с целой россыпью супергероинь и Анджелиной Джоли в одной из главных ролей едва отбили производственный бюджет. "Черная пантера: Ваканда навеки", выдвинувшая на первый план Шири, не смогла повторить успех оригинала. Отправившиеся в квантовый мир "Человек-муравей и Оса" едва там и не остались со своими микроскопическими сборами. А треск провала "Капитана Марвел 2" заставил Marvel свернуть все запланированные проекты, чтобы провести ревизию своих планов. На ТВ ситуация сложилась не лучше – в минус можно записать и "Соколиный глаз", и "Мисс Марвел", и "Женщину-Халк", и "Эхо". Плюсов нет.
Чтобы подвести осознанные итоги текущей ситуации, наверное, стоит немного подождать. Есть ощущение, что дело не в женских образах Marvel, а в общей усталости публики от кинокомиксов. Усталости от слабых сценариев, нагромождения персонажей, наивности внутренних механизмов вселенной Мстителей. Кажется, франшизе нужна встряска – и, возможно, таким бодрящим импульсом станет коммерческий успех "Дэдпула и Росомахи". Аудитория, очевидно, готова поступиться гендерным и расовым равноправием в пользу юмора, экшена и харизматичных персонажей. Это не означает, что из женских героинь снова нужно делать бессловесных секретарш и немощных возлюбленных, но и рассчитывать на то, что с суперспособностями они способны тащить на себе любой груз, не приходится.
Пожалуй, показательным в этом плане станет выход "Громовержцев" – в этой команде героев-неудачников в равных пропорциях представлены мужские и женские персонажи, так что сражение предстоит и на гендерном фронте. Но по-хорошему, дело даже не в числе героев определенного пола в кадре, а в умении придумать хорошую историю, разложить ее на составляющие, необходимые для кино производства, собрать в правильном порядке, запечатлеть этот процесс на "пленку" и предоставить зрителю. Кажется, Marvel на одном из этапов утратила имевшиеся прежде компетенции и от того мечется в панике. Вряд ли мои советы здесь требуются, но я бы сейчас бросил все силы на новые горизонты – на Людей Икс и Фантастическую четверку. Мстители не денутся никуда, а зрителям полезно будет отдохнуть и даже заскучать по любимым персонажам.
Что же до образа супергероинь в комиксах, то этот фарш обратно провернуть уже не получится. Смотреть на то, как Пеппер Потс хлопочет на кухне, а Шири занимается ремонтом роботов-пылесосов, зритель уже не захочет. А значит, реноме валькирий и амазонок женским персонажам придется поддерживать. Другое дело, что демонстрация их сил не должна стать самоцелью, а фильмы и сериалы не должны сводиться к демонстрации очевидного вывода: "Баба тоже человек". Мы же с этим не спорим. Теперь от этого консенсуса нужно переходить к действию - снимать фильмы и сериалы, где женские персонажи смогут стать не призом, не украшением, не причиной раздоров, а частью команды, рассказывающей классную историю.
У нас наверняка появятся новые поводы обсудить эту тему по мере выхода уже упомянутых "Громовержцев" и "Фантастической четверки", а так же на фоне новостей о работе над "Мстителями: Судный день", в котором, по слухам, первую скрипку сыграет как раз Шири. Но пока ничего радикального не произошло, я переключусь на другие темы – хочется рассказывать как о классике, так и об актуальном. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, тогда вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, берегите женщин, и...