Шуточный коллаж с просторов Сети
Последние несколько дней в медиапространстве активно муссируется тема "русского следа" в деньгах, которые Илон Маск получил для покупки Твиттера. Более того, некоторые украинские спикеры, которых я слушаю, говорят уже не о "следе", о прямо утверждают, что Маск купил Твиттер в том числе и на деньги русских олигархов. И что, мол, этому есть доказательства.
Мог ли я ожидать от Маска то, что он купил Твиттер в том числе и на деньги русских олигархов? Да запросто! Маск тщательно работал над своей репутацией, и он ее успешно создал: мы хорошо знаем, что временами Маск себя ведет как законченный - подставьте сами, - он периодически продвигает прямо-таки кремлевские нарративы, и у многих людей возникало подозрение в том, что Маск каким-то образом связан с Кремлем и российскими деньгами. И поводы для таких подозрений Маск давал неоднократно.
Однако в данном случае можно не гадать на кофейной гуще, потому что есть факты. Маску пришлось предоставить полный перечень акционеров XHoldings Corp. по требованию Федерального суда США (вот этот документ), и, таким образом, мы теперь знаем, какие именно инвесторы предоставили деньги для покупки Маском Твиттера за 44 млрд долларов в октябре 2022 года.
Об этом много где пишут, ну и вот, для примера, статья в EU Today, где тоже ищут "русский след", и эта статья озаглавлена "Russian Oligarch-Linked Fund Tied to Elon Musk’s Twitter Purchase" ("Фонд, связанный с российскими олигархами, связан с покупкой Twitter Элона Маска").
Заголовок громкий, да - вот он, русский след, нашелся, ага-а-а-а-а-а! Но почитаем статью.
Короче, чтобы долго не рассусоливать, ВЕСЬ так называемый "русский след" - факт того, что в одном из наиболее крупном инвесторе Маска, а именно в венчурном фонде 8VC, работают Денис Авен, сын российского олигарха Петра Авена, находящегося под санкциями Европейского Союза, Великобритании и США, и Джек Мошкович, сын российского олигарха Вадима Мошковича, находящегося под санкциями ЕС, Великобритании, Швейцарии, Канады и Австралии.
Джек Мошкович был нанят на работу аналитиком в этом венчурном фонде в 2018 году. Он учился в школе-интернате в Великобритании, затем учился в Стэнфордском университете.
Денис Авен уехал из Москвы, когда ему было 12 лет, он тоже учился в школе-интернате в Великобритании, затем учился в Йельском университете, после чего получил степень магистра по бизнесу и управлению в Гарварде в 2022 году. Он был нанят на работу в фонд в 2022 году, после выпуска из Гарварда.
Денис Авен и Джек Мошкович
Издание Forbs обратилось с запросом к руководству 8VC по поводу того, что у них работают сыновья российских олигархов, находящихся под санкциями, на что управляющий партнер и соучредитель 8VC Джо Лонсдейл опубликовал большое сообщение в своем аккаунте в Х, в котором отметил: "8VC строго соблюдает правовые рамки и всегда пытается уважать и соблюдать закон. Мы не брали денег у их родителей или друзей их родителей и не нуждаемся в них". Также Лонсдейл охарактеризовал эту историю как "жалкую попытку желтой прессу устроить скандал". Он назвал Мошковича "суперзвездой", а Авена — "талантом". Согласно сообщению Лонсдейла, он нанял Авена после того, как узнал, что тот потерял потенциальную возможность трудоустройства в частной инвестиционной фирме из-за опасений санкций против его отца. Лонсдейл также написал, что, хотя он ненавидит Путина, он "не согласен с тем, что изолировать умных, состоятельных россиян это хорошая стратегия для нас".
Ну и справочка про сам фонд.
8VC инвестирует в разные отрасли, но больше всего в оборонные технологии, наравне с другими крупными фирмами, такими как Andreessen Horowitz и General Catalyst. Инвестировав в компании Palantir и Anduril, в совокупности получившие миллиардные государственные контракты от американского правительства, 8VC расширила свой портфель за счет других военно-ориентированных «единорогов», включая компанию Saronic, занимающуюся производством беспилотных катеров, и стартап Epirus, занимающийся системами противодействия беспилотникам.
Так что мы в итоге имеем из "русских денег"? Двух сыновей русских олигархов, выросших в Великобритании и получивших образование на Западе, которых наняли на работу в фонд 8VC.
Есть ли какие-то сведения о том, что фонд 8VC оперирует деньгами российских олигархов? Нет, и само руководство фонда это решительно опровергает. Инвестировали ли какие-то деньги сами Денис Авен и Джон Мошкович в этот фонд? Руководство фонда категорически утверждает, что не инвестировали, а их просто приняли на работу как аналитиков, имеющих соответсвующее образование.
Есть ли в этом всем какие-то "следы русских денег"? Я пока не вижу никаких следов - по крайней мере из того, что нам рассказали. Весь "след" - это сыновья двух русских олигархов, принятые на работу в инвестиционный фонд. Корректно ли утверждение о том, что "Маск купил Твиттер в том числе и на деньги российских олигархов"? Нет, оно никак не является корректным.
Я не спорю, возможно, появятся какие-то новые доказательства этого утверждения. Ну вот когда появятся, тогда мы на них и посмотрим. Пока же это все является пустыми домыслами и ни на чем не основанной болтовней.
Подробнее https://exler.ru/blog/pokupal-li-...