Интуитивно понятно, что судно не может быть круглым. Однако такие корабли строили в России в 70-е годы XIX века. Причем с бронированными корпусами и мощными орудиями. В теории им предстояло совершить переворот в судостроении. На практике же все вышло иначе.
Во второй половине XIX века военные флоты мира активно переходили на паровую тягу. Работавшие на угле двигатели были прожорливы, но даже при низком КПД выдавали солидную мощность. Это означало, что можно наращивать массу корабля: так наступила эпоха броненосцев.
Нужны они были и России. В том числе — для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана. Но для этой цели требовались суда с осадкой до 4.3 м, надежной броней и мощными орудиями. Кроме того, после Крымской войны (1856−1859) по условиям Парижского мирного договора наша страна имела серьезные ограничения на размер флота в Черном море.
Вот тут-то и представил свой проект адмирал Попов. Он предложил построить круглые броненосные мониторы, которые можно представить как плавучие крепости, не занося их в реестр флота.
Кроме того, такая форма позволяла сделать борт низким и, как следствие, без проблем закрыть броней всю его надводную часть. А еще благодаря ей корабль смог бы быстро поворачивать, что облегчало наведение орудий. Кроме того, он должен был отличаться повышенной остойчивостью, что позволяло вооружать мониторы пушками максимально возможного калибра.
Подробнее https://hi-tech.mail.ru/review...