Офигенная история с "Тинькофф Банком". В марте месяце клиенты банка обнаружили, что в личном кабинете банка появились выгодные курсы покупки-продажи валюты. Если поменять рубли на фунты стерлингов, а фунты затем обменять на доллары, то итоговый курс обмена рублей на доллары получался очень невысокий, порядка 90 рублей. Многие клиенты этой возможностью воспользовались: через личный кабинет или через приложение обменяли рубли на фунты, а фунты на доллары.
После этого их счета банк начал блокировать, называя подобные операции "злоупотреблениям условий договора обслуживания".
С 11 марта пользователи Тинькофф Банка начали массово жаловаться на блокировку банковских карт и вкладов на порталах vc.ru и banki.ru. В комментариях к жалобам банк объяснил клиентам, что устанавливает временные ограничения для тех, чьи недавние операции «попали под признаки злоупотребления условиями договора обслуживания». Речь идет о переводах между валютными счетами 27 февраля — эти переводы привели к «неосновательному обогащению», объясняла поддержка банка. Согласно жалобам на порталах, большинство блокировок произошло в ночь с 11 на 12 марта, однако вплоть до 17 марта пользователи vc.ru продолжали жаловаться на блокировки счета.
В чем именно заключались "злоупотребления", когда клиенты пользовались самыми обычными инструментами, предоставляемыми банком, клиентам не объяснили.
В статье рассказывается история одного трейдера, который даже консультировался с сотрудниками банка по поводу конвертации:
При этом во время общения с менеджерами Симонов повторно уточнял, связана ли блокировка с операциям по конвертации. «Менеджер отвечал, что все услуги, которые банк предлагает в приложении, обоснованы и можете смело ими пользоваться хоть до посинения, никаких злоупотреблений тут нет», — вспоминает трейдер.
Но дальше - еще веселее, вот другая статья. Это все называют "неосновательным обогащением", клиентам не дают сделать выписку с собственных счетов.
Со счетов клиентов Тинькофф Банка, которые ранее были заблокированы после проведения операций по конвертации валюты, начали списываться деньги. В результате баланс на части из них оказался отрицательным — у пятерых клиентов, со скриншотами из личных кабинетов которых ознакомился Forbes, минус на счетах составляет от 1 млн до 29 млн рублей.
...
После разблокировки счета клиентам начала звонить служба безопасности банка, сообщил один из клиентов, от родственника которого банк требует возместить ущерб в 8 млн рублей. Forbes ознакомился с несколькими аудиозаписями разговоров: на них человек представляется Александром из службы безопасности Тинькофф Банка. Он сообщает, что по результатам проверки банка на счета клиентов поступали деньги, полученные в результате «неправомерных операций с валютой», которые совершались с февраля по март, и предупреждает, что после проверки банк будет обращаться в правоохранительные органы.
Еще один клиент банка, оказавшийся в аналогичной ситуации, рассказал, что размер списаний соответствует прибыли, полученной на операциях с валютой. При этом у тех людей, которые имели на счетах доллары, были списаны только они. Те же клиенты, на счету которых долларов не было, получили списание с рублевых счетов в пересчете «по самому невыгодному курсу», продолжает он. При этом узнать, как именно банк посчитал размер «неосновательного обогащения», клиенты не могут — приложение «Тинькофф» больше не позволяет им заказать выписку со счетов.
Клиенты, столкнувшиеся со списаниями, создали группу в Telegram — сейчас в ней 180 человек. Несколько клиентов рассказали Forbes, что подали жалобы в Банк России в связи с блокировками и списаниями со счетов. По словам представителя Тинькофф Банка, все материалы по «группе лиц», получивших необоснованный доход в период высокой волатильности на финансовом рынке, переданы в «компетентные органы». Других деталей представитель не раскрыл, объяснив, что не вправе это делать. Forbes направил запрос в ЦБ.
Ну и что по этому поводу говорят юристы - из той же статьи.
По мнению партнера фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Клеточкина, в сложившейся ситуации спор между клиентами и банком может быть разрешен только судом. При этом отказ в выдаче выписки по счету — это незаконное действие со стороны банка, добавляет юрист. Кроме того, ограничение счета и списание с него денег — это решение банка, и клиенты имеют право взыскать неправомерно списанные деньги через суд. «Доказать, что в такой ситуации клиент действовал недобросовестно, при условии, что де-факто банк сам предоставил ему такую техническую возможность, будет крайне сложно. С другой стороны, если клиент несколько раз провел конвертацию рубли-валюта-рубли и так далее, то суд вполне может счесть такие действия злоупотреблением», — заключает Клеточкин.
Адвокат и управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев считает действия банка незаконными и необоснованными — по его мнению, банк злоупотребляет своим правом по отношению к клиентам. «Очевидно, что негативные последствия для банка наступили исключительно по вине самого «Тинькофф» и наличия внутреннего сбоя программного обеспечения», — заключает он. Гавришев уверен, что клиенты Тинькофф Банка в судебном порядке успешно смогут обосновать свою позицию, а затем подать встречные исковые заявления о возмещении причиненного морального ущерба.
Подробнее https://www.exler.ru/blog/ne...