В минувшее воскресенье, сразу после предыдущего выпуска нашей программы, на канале «Россия-1» вышел фильм «Новейшая история». Он так и называется, недвусмысленно апеллируя к собственным целям и базовому предмету — историческому месту Владимира Владимировича Путина, 2-го и 4-го президента Российской Федерации.
Там называются основные заслуги Владимира Путина, как он их видит. В частности, он положил конец русской революции, гражданской войне, восстановил монархию. Там не дословно это говорится, но по смыслу именно так. И что утверждается в этом фильме, и во что хочет верить г-н Путин — в то, что он предотвратил распад России, уже практически неизбежный в 90-е годы XX века. В этом фильме Владимир Владимирович ссылается на некие европейские карты, где на месте России было уже несколько независимых государств.
Здесь историческая память, безусловно, подводит Владимира Владимировича, и мы обязаны, скрепя сердце, с замиранием всех частей тела, об этом сказать. Потому что, собственно, вопрос о распаде России действительно стоял, но скорее в конце 80-х годов, когда обсуждалась доктрина нового Советского Союза, и влиятельные автономии в составе России, в том числе Татарстан, тогда еще называвшийся Татарией, говорили о том, что они должны войти в новый Союз на равных правах с бывшими союзными республиками.
Предотвратил распад государства Российская Федерация на самом деле Борис Николаевич Ельцин и его сподвижники. Это было сделано сначала путем подписания Беловежских соглашений, сама концепция которых предполагала, что Советский Союз, прекращая, по формулировке Геннадия Эдуардовича Бурбулиса, свое существование как геополитическая реальность, делится именно на те государства и республики, которые входили в его состав, не больше и не меньше. И эти новые государства уважают территориальную целостность друг друга и не признают никакого сепаратизма на своей территории.
Дальше был разработан и подписан Российский федеративный договор в 1992 году и, наконец, отдельный договор о разграничении полномочий с Татарстаном в 1994 году. После этого единственной проблемой в этом смысле оставалась Чечня, которая до начала нулевых годов, то есть действительно до путинской эпохи, в той или иной степени претендовала на независимость. Но никакой реальной угрозы распада России не было.
К тому же США и их европейские союзники сделали всё возможное, чтобы распада России как раз избежать, а не подтолкнуть нас к развалу. За Россией было сохранено место в Совете безопасности ООН — место постоянного члена Совета безопасности ООН вместе с правом вето. Хотя с точки зрения эгоцентрических интересов США в связи с прекращением «холодной войны», с победой евроатлантического мира в «холодной войне» и тем самым крахом Ялтинско-Потсдамского мира, который Кремль по-прежнему продолжает игнорировать и делать вид, что этого краха никогда не случалось, надо было базовые институты Ялтинско-Потсдамского мира в принципе упразднить, в том числе и ООН, и тем самым лишить ее той роли, которую эта совершенно бессмысленная организация по-прежнему играет сегодня. Теперь она уже подпитывается Россией и Китаем, для которых она важнее и нужнее, чем для евроатлантических стран.
Ядерное оружие оказалось именно на российской территории, было вывезено с территории других союзных республик во многом под воздействием США и их союзников, потому что и Вашингтон, и европейские страны хотели, чтобы это оружие было сосредоточено на территории самой важной, оформленной и серьезной страны постсоветского пространства — Российской Федерации. Основные объемы помощи традиционно шли России, и так далее.
Поэтому говорить о том, что кто-то подталкивал Россию к распаду, как минимум неостроумно. Но совершенно понятно, что Владимир Путин так хочет думать, и так будет написано в учебнике истории. Еще и потому, что нужно окончательно объявить 90-е годы каким-то нечеловеческими годами мрака, ужаса и распада. Это важно с той точки зрения, что по мере ухудшения социально-экономической ситуации в современной России, утраты десятками миллионами наших сограждан надежд на лучшее будущее всегда надо вынуть из рукава эти мифологизированные 90-е годы и сказать: «Да, может быть, что-то плохо в нашей стране сегодня. Но если не будете слушаться вождя, будет как в 90-е». А для этого сами 90-е должны быть абсолютно и недвусмысленно пугающими — просто временем ада земного, о чем и говорилось в этом фильме «Новейшая история».