А вы тоже верили в массовую истерию, возникшую после того, как Орсон Уэллс сделал новаторскую радиопостановку по "Войне Миров" Герберта Уэллса? Я - верил. А это тоже оказалось фейком.
«Волна массовой истерии прошлой ночью захватила тысячи радиослушателей, поверивших во вторжение марсиан. Прерванные церковные службы, заторы на дорогах, оборванные линии связи <...> Целые семьи в спешке покидали дома, прикрываясь полотенцами от, как им казалось, газовой атаки. Некоторые даже выносили мебель»,— писала 1 ноября 1938 года The New York Times. Небывалую панику, как сообщили в тот же день сотни других американских газет, вызвала радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Режиссером постановки был 23-летний театральный вундеркинд Орсон Уэллс.
Раз в неделю в собственной передаче «Театр „Меркьюри" в эфире» на CBS Уэллс делал радиоверсии классических бестселлеров вроде «Оливера Твиста» и «Острова сокровищ». Специально к Хэллоуину он подготовил новаторскую адаптацию «Войны миров». Действие было перенесено из Англии в провинциальный городок в штате Нью-Джерси, а сюжет представлен в виде новостного репортажа: срочные сообщения региональных репортеров о приземлении космического корабля, специальные выпуски новостей о марсианской атаке на Нью-Йорк и интервью с учеными, военными и очевидцами инопланетного нашествия. Постановка вошла в историю как одна из самых масштабных мистификаций XX века и образец ужасающего воздействия, которое могут иметь СМИ на доверчивую аудиторию, однако в действительности постановку почти никто не слушал.
Историю о массовой панике придумали газеты, целью которых было вовсе не рекламировать шоу Уэллса, а наоборот — побороть конкурента. Во время Великой депрессии радио стремительно набирало популярность и отнимало рекламную прибыль у газет, которые искали возможности дискредитировать радио как источник информации и вернуть себе утраченные позиции. Орсон Уэллс, превративший нашествие марсиан в новостной репортаж, подошел для этого идеально. The New York Times возмущалась, что CBS безответственно выдали кровожадную фантастику за новости, а специализированный журнал Editor & Publisher писал, что «нация оказалось под угрозой из-за неполных и неправильно понимаемых новостей, распространяемых новым средством массовой информации, которому еще предстоит доказать свое умение работать с новостями». Для пущей убедительности газеты перепечатывали анонимные свидетельства разнообразных жертв обмана: мужа, заставшего жену у радиоприемника с бутылкой яда, и фермеров, от страха расстрелявших водонапорную башню, смахивавшую на летающую тарелку. Уэллс в ответ на обвинения недоумевал. Серия вообще-то показалась ему довольно глупой, да и никаких мистификаторских амбиций у него не было: анонс радиопостановки был накануне опубликован в той же The New York Times и других газетах, а во время трансляции режиссер, как обычно, четырежды напомнил, какая передача в эфире и кто ее автор.
Газетная кампания продолжалась несколько недель, пока не было объявлено, что в день эфира полиция не зафиксировала никаких беспорядков, связанных с «Войной миров», а в больницы не поступило ни одного пострадавшего от массовой паники. Крестовый поход против радио закончился, но имел парадоксальный эффект: после новостей о многотысячной панике рекламодатели хлынули за новой аудиторией на радио, что, как считается, привело к закрытию многих печатных СМИ. Сам миф о мистификации оказался крайне живуч — к концу жизни в него поверил даже сам Орсон Уэллс, который на старости лет хвастался, как когда-то посеял панику во всей Америке. (Отсюда.)