И особые страсти, как все уже знают, вызвала художественная гимнастика, что для меня было неожиданно. Потом я выяснил, что художественная гимнастика – это тоже, оказывается, русская скрепа, причем такая, круче «калашникова» и священнее пельменей.
И в связи с этим я хочу спросить, кто-нибудь из вас знает, откуда есть пошла художественная гимнастика? Лиза, ты знаешь?
Л.Аникина Ну оттуда же, откуда земля русская, я полагаю.
А.Невзоров Нет, не совсем. У этого русского таинства очень специфическая родословная. Художественная гимнастика имеет чисто узбекское происхождение. И если вы когда-нибудь видели выступление художественных гимнасток, то должны были заметить, что эти мельтешения девиц выглядят очень надуманно и крайне нерационально. Девица одна на ковре кого-то дразнит, кому-то сдвигает ноги, кому-то раздвигает, кого-то приманивает, от кого-то спасается. Всё это остается неясным. И у зрителя возникает, по крайней мере у любого внимательного, четкое ощущение, что чего-то или кого-то еще на том ковре не хватает. Вот словно бы зрителю предлагают ровно половину события.
Если такое ощущение возникло, оно правильное, это действительно так. Там действительно должен присутствовать еще один персонаж. Это старая узбекская гаремная забава, возникшая в гаремах Бухары, возможно при эмире Данияре, но скорее всего, гораздо раньше. Просто подробности жизни и быта гаремов, как ты знаешь, были довольно долго время скрыты, не публиковались, это было тайной. Но вот то, что известно на сегодняшний день, эта версия гласит, что эмир Данияр испытывал под конец жизни – он был совсем старенький – огромные проблемы с потенцией, и для его возбуждения была придумана эта игра. Отсюда и лента, отсюда и булава, которой наложница, порхая, кувыркаясь, дразня старого эмира, то прикрывалась, то открывалась и обнажалась полностью. И под музыку эмир, пытаясь поймать грациозную шалунью, возбуждался все сильней и сильней. Она принимала все более рискованные позы. Эмир, наконец, раскалялся и дальше уже можно и не продолжать.
Данияр помер, но в гаремах эта игра стала очень популярной. Сперва во всей Бухаре, потом в Самарканде, в Хорезме, в Хиве. И даже когда шейхи, эмиры ездили с боевым активом своего гарема куда-нибудь в путешествие в Европу, то они, как правило, тоже эту игру практиковали. И в Париже ее подглядел за большие взятки, большие деньги Эмиль Жак-Далькроз – это один такой очень известный французский балетмейстер, композитор. И он ввел ее в таком усеченном виде в обиход в своих балетных студиях. Потом через его учеников она пришла в СССР и в результате распространилась.
И в результате вместе с спортсменкой должен бегать голый эрегированный старичок в чалме, чтобы действие было бы законченным, и ловить проказницу. Примерно так, как это делают на яхтах российские олигархи. Она должна дразнить, порхать, уворачиваться и выполнять фигуры. И старичка сейчас не хватает. Если бы старичка ввели, это бы добавило художественной гимнастике бешеной популярности, может быть сделало бы самым массовым по просмотрам и рейтингам видом спорта. Совершенно не обязательно ведь все доводить до того логического конца, которым все завершалось в раскаленных гаремах Хорезма или Самарканда. Но это лирика, это так, для сведения.