Юлия Латынина в "Новой" опубликовала большую статью "Побег из Уханя. Что означает для мира ответ на вопрос, имеет ли ковид естественное или искусственное происхождение. Исследование Юлии Латыниной".
Там очень "многабукаф", а в статье со ссылками на различные источники выстраивается следующая картина мира (это я обобщаю то, что изложено в статье, которую любой интересующийся может прочитать):
Вирус, конечно же, был искусственным образом выведен в уханьской лаборатории. С целью осваивания огромных грантов, которые получали американцы (а точнее, доктор Петер Дашек), и от этих грантов долька малая доставалась китайцам, которые и пахали в поте лица, выводя всякие опаснейшие вирусы. А так как в уханьской лаборатории к вопросам безопасности относились спустя рукава, то коронавирус оттуда в конце концов и утек, понаделав по всему миру известно чего. Искусственное происхождение вируса и китайцы, разумеется, стали тщательно скрывать, и доктор Петер Дашек, и всякая прогрессивная леволиберальная общественность, которая назвала "расистскими" заявления об искусственном происхождении вируса. Комиссия же ВОЗ, которая отправилась в Ухань именно чтобы спрятать китайские концы в воду, две недели сидела в карантине, им ни черта не показали, кроме рынка в Ухане, народных китайских промыслов и балета, и никакого внятного отчета они в итоге не предоставили.
Ну и теперь цитирую саму Латынину с ее выводами из статьи.
Из этого всего следует, на мой взгляд, три главных вывода один страшнее другого.
Первое — нам врали. Научные бюрократы не только Китая, но и США вели себя не так, как ученые, а как ЦК КПСС после Чернобыля.
Дело не в искусственном происхождении вируса. Shit happens. Систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. Дело не в том, что вирус сбежал или мог сбежать. А в том, что люди, которые должны были понимать, что эта возможность вполне реальна, использовали свои научные регалии не для установления истины, а для запрета на дискуссию. Нет сомнения, что они объясняли это разными благородными мотивами — например, «а ну как иначе глупая публика примется громить лаборатории». Увы, они сделали только хуже.
Один из моих собеседников, придерживающийся теории естественного происхождения вируса, сказал: «Ну даже если он сбежал, какая разница? Что это изменит?»
Такие слова странно слышать от ученого. Разница в том, что истина самоценна. Настоящий ученый — так же, как неподкупный судья, — должен быть заинтересован в установлении истины, невзирая на лица. Представляете, кто-то придет к судье и скажет: «Слушай, тут у меня в квартире труп, мои враги говорят, что человека убили, но ты, пожалуйста, скажи, что он помер естественной смертью. Покойнику-то уже все равно».
Второе неприятное наблюдение заключается в том, что президент Трамп и его администрация многократно говорили, что вирус сбежал из лаборатории. Эти слова не подтверждали ни ученые, ни разведка. А теперь выясняется, что вирус вполне мог-таки сбежать. Это значит, что разведка — еще одно сообщество, которое так же, как и ученые, должно устанавливать факты, а не заниматься политикой, — занималась сложной политической игрой. Это выглядит так, как будто разведка США покрывала компартию Китая, чтобы подсидеть законно избранного американского президента.
И наконец, третье обстоятельство, перед которым бледнеют даже первые два.
Мы должны четко понимать, что COVID-19 — это только первая ласточка. Еще 20 лет назад дизайнерское изготовление вирусов было невозможно. Сейчас их может клепать студент 5-го курса. Пройдет еще немного времени — и школьник сможет сварить вирус дома в кастрюльке. Его сможет сварить любой недоучившийся колумбайнер, возомнивший себя богом. Любой хамасовец, который собирает ракеты, взрывающиеся у него на заднем дворе, пойдет варить вирус, который, как ему сказали, поразит только евреев, — ну а когда выяснится, что насчет «только евреев» он немного ошибался, имам на пятничной проповеди объяснит, будто евреи и сварили.
Ядерную бомбу нельзя собрать дома в сарае, а вирус — можно. Лаборатория, в которой реально произвести вирус, стоит миллион долларов. Дешевле яхты.
Нет, это не повод прекращать исследования. Gain of function в широком смысле слова — это не только грантоедство. Это также победа над раком, победа над Альцгеймером, победа над генетическими заболеваниями, продление жизни. Вечная жизнь на одной чаше весов, ковид — на другой.
Остановить этот процесс невозможно.
Конечно, вы скажете, что этот процесс надо регулировать, но встречный вопрос — с помощью кого?
С помощью научного истеблишмента, который во всей этой истории вел себя как коллективный Лысенко? Государства? ООН? С помощью главы ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса? Министра марксистского эфиопского правительства, который называл эпидемию холеры «острым водянистым поносом» и получил свою должность благодаря Китаю? Эта перспектива, по правде говоря, пугает больше, чем любое отсутствие регулирования.
Скорее всего, этот процесс просто придется пережить. Так же, как человечество пережило процесс ранней индустриализации, — с дымом, валящим из труб, с 16-часовой работой на фабриках, с силикозом от угольной пыли и раком легких от асбеста, — ему придется пережить процесс ранней биоинформатизации. В ходе которого каждый студент сможет взять RBM S-белка панголина, взять фуриновый сайт, всадить его на основу другого вируса, прогнать через гуманизированных мышей — и получить SARS2. Или что похуже.
Ах да. Кстати. Помните новый грант, который Фаучи после всего таки выделил Дашеку, на $7,5 млн? Это грант на изучение вирусов, которые могут передаться человеку в Южной Азии. «Мы будем работать в отдаленных местах Малайзии и Таиланда, чтобы быть на переднем крае, там, где начнется новая эпидемия», — расчувствовался после его получения д-р Дашек.
Верю д-ру Дашеку. Наше будущее в надежных руках.
Ну, в общем, понятно. Главный негодяй - доктор Дашек, подлый грантоед. Китайцы - что? Китайцы - просто оружие, которым манипулирует зловещий грантоед. И кто там знает, что они еще такого склепают! Наверняка еще что-то склепают!
Нет, поймите меня правильно. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть то, что пишет Латынина. Могли ли этот вирус искусственным образом создать в уханьской лаборатории? Я думаю, что могли. Могли ли упустить этот вирус из-за банального раздолбайства? Да запросто могли, в этом нет никаких сомнений. Мог ли этот вирус иметь естественное происхождение? Мог.
Должны ли мы знать правду? Да, конечно, должны. Знаем ли мы ее? Пока нет. Приблизила ли нас к этому знанию статья Латыниной? На мой взгляд, не особенно. Но самое здравое зерно, которое там содержится, заключается не в том, какое происхождение имеет вирус, а в опасности того, что это все "можем повторить", то есть что сейчас вполне возможно лабораторное создание вирусов подобного рода, и это действительно очень страшно и очень опасно. Особенно после полутора лет наблюдений за тем, каким раком подобный вирус поставил практически все человечество, каким ужасающе бездарным было поведение руководства большинства стран (за редкими исключениями), и с какой легкостью человечество само себе создало не пандемию опаснейшего вируса, а пандемию страха и паники, которая совершенно точно унесла намного больше жизней, чем сам вирус как таковой.
P.S. Отклики на статью Латыниной уже, разумеется, появляются. Вот это интересно было почитать - Александр Панчин "Нелабораторный ковид: научный разбор ошибок Юлии Латыниной".
Подробнее https://www.exler.ru/bl...