Очередной законопроект, который с очень высокой вероятностью будет принят. (Собственно, он разрабатывался по прямому поручению Путина, так что нет никаких шансов, что законопроект вдруг не пройдет.)
На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, обязывающий все без исключения иностранные интернет-компании открывать представительства на территории России. Как сообщал CNews, его предварительная версия была готова еще в первых числах февраля 2021 г.
В документе под названием «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации» приводится список из трех требований к интернет-компаниям. Помимо необходимости открытия представительства, создания филиала или регистрации юрлица, компаниям также придется регистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, который она в дальнейшем будет использовать «для взаимодействия с государственными органами России».
В третьем требовании сказано, что компании нужно «разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи».
Меры принуждения
В список мер, разработанных авторами законопроекта для «стимулирования» иностранных компаний открывать представительства в России, входит запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе. Также они предлагают запретить распространение рекламы на самом этом ресурсе, а заодно и на проведение платежей в адрес этого ресурса.
Упомянуты запреты на поисковую выдачу и на сбор и трансграничную передачу персональных данных. Последним в перечне упомянуто частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу. Под «частичным», как пояснил один из авторов законопроекта Александр Хинштейн в своем Telegram-канале, подразумевается замедление трафика.
«Разработанный законопроект призван упорядочить работу массовых иностранных интернет-сервисов в России, обеспечить защиту российских пользователей от возможного деструктивного воздействия», – говорится в пояснительной записке.
Александр Хинштейн также рассказал «Коммерсанту», что дополнительной мерой «понуждения» будет специальная пометка в выдаче поисковых систем рядом с сайтами компаний. Она будет свидетельствовать о том, что у этой компании до сих пор нет своего филиала в России, то есть она нарушает отечественное законодательство.
«Смысл в том, чтобы человек сразу получал информацию о том, что ресурс нарушает законодательство. Дальше выбор человека, хочет ли он пользоваться этим ресурсом», – сказал Хинштейн. (Отсюда.)