Обещанный монументальный текст [1] про Китай его показательно успешную борьбу с ковидом. Насколько именно она успешна, хорошо видно по сравнению с западными странами, которые, за редкими исключениями вроде расположенных на островах Австралии и Новой Зеландии, уже год никак не могут выбраться из коронавирусной эпопеи и либо вновт вводят локдауны, либо отпускают ситуацию, позволяя умереть всем, кто не сможет справиться с болезнью. Статья большая, с конкретными примерами и деталями, она опубликована на сайте "Милосердие.ру" [1]. Здесь изложу основную идею.
Увы, но она неутешительна для западных стран: эффективный способ борьбы с эпидемией сцществует, но применить его в демократических государствах невозможно – по крайней мере, пока. Потому что составляющими китайского успеха являются:
а) превентивные жесткие локдауны – с перекрытием выездов из городов, блокировкой автомобильного движения и/или общественного транспорта, запретом выходить из дома итд.
б) повальное тестирование всех потенциальных и потенциально потенциальных контактов каждого – каждого – вновь выявленного носителя вируса. Чтобы понимать масштаб, один пример: у рабочего шанхайского аэропорта "Пудун" недавно тест на ковид оказался положительным. В ту же минуту (то есть буквально) аэропорт и прилегающий к нему район(!) были перекрыты, рейсы отменены, всех, кто находился внутри, прогнали через тестирование. На минуточку, только рабочих было 17 тысяч. Люди не могли выйти из аэропорта и из перекрытого района, пока не пришли результаты тестов. Так как ни одного положительного не нашли, все открыли через четыре дня. Если бы обнаружилось, что заразившихся несколько и имеют место потенциальные цепочки, карантин бы держали 14 дней.
б.1) Тестирование десятков тысяч человек проводят за считанные дни. Чтобы добиться такой скорости, людей из тестируемых районов поднимают и гонят в место сбора анаизов в любое время суток.
б.2) В Европе и США о китайских объемах тестирования можно только мечтать. При сравнимой мощности экономик, западные врачи и чиновники с начала пандемии бесконечно жалуются на нехватку оборудования, тест-систем, персонала итд итп. Разумеется, все эти причины объективны, и, разумеется, Китай, несмотря на их объективность, сумел наладить необходимое производство и обусение персонала за недели.
в) такая стратегия с перекрытием целых районов и поголовным тестированием применяется всегда. Плюс отдельно отыскивают, тестируют и изолируют всех, кто считается контактом заболевшего. На этот счет существуют подробнейшие инструкции, кого считать контактом первого уровня, кого – просто контактом. Например, прописано, за сколько кресел от инфицированного должен в поезде или самолете сидеть человек, чтобы быть близким контактом. В Европе или США такого детального протокола нет, каждый раз все решается чиновниками от здравоохранения более ли менее произвольно – соответственно, огромное количество зараженных пропускают.
г) еще один плюс повального тестирования – оно выявляет практически всех бессимптомных носителей. На Западе практически все они остаются невыявленными и обеспечивают распротсранение вируса в популяции.
д) жесткий, без исключений въездной контроль на границах. Все, кто приезжают в Китай, 14 дней сидят в карантине в специально отведенных под это дело гостиницах или дома, если у них есть дом в городе приезда. Выходить никуда нельзя, плюс, несколько раз за это время у всех берут тесты.
е) строгий контроль за соблюдением карантинных мер. Его обеспечивают как представители всасти, так и сами жители Любой населенный пункт Китая, начиная от небольших деревушек и заканчивая городами-миллионниками, состоит из множества так называемых соседских, комитетов – объединений людей, живущих неподалеку. Представители соседских комитетов на добровольной основе патрулируют улицы, измеряют температуру входящих и выходящих из зданий (в Китае огромное количество людей живут в комплексах гигантских многоквартирных домов), проверяют документы, дающие право на проживание в том или ином районе. Нарушителей сдают властям.
ж) дополнительно мотивацию не нарушать предписания создает система социального кредита – общекитайский обязательный рейтинг благонадежности граждан. В зависимости от места в нем человеку открываются или наоборот, закрываются различные возможности – от покупки билетов на поезд до получения места в детском саду для ребенка. Содействие властям в противоэпидемических мероприятиях улучшает социальный рейтинг, за препятствие этим действиям он снижается.
з) помимо кнута есть и пряники. Те же самые соседи всчески помогают друг другу пережидать карантины. Это делается не по зову души, а на регулярной основе на базе все тех же соседских комитетов. Волонтеры и специальные работники приносят людям продукты, медикаменты и все остальное справляются о здоровье, оказывают психологическую помощь.
Это не все, в статье [1] еще много разных аспектов. Но общая картина, мне кажется, ясна. Практически все мероприятия, которые обеспечили Китаю эпидемиологический успех, неприменимы в Европе или США. Массовые карантины, обязательные тесты в любое время суток, превентивные жесткие ограничения, стимуляция соблюдать ограничения и демотивация высказывать недовольство с использованием системы социального кредита и – и сама эта система per se, «стукачество» на соседей и так далее – все это противоречит базовым демократическим ценностям и крайне индивидуалистическим установкам Запада. Применение китайского сценария невозможно без централизованной авторитарной власти, которая тоже не является типичным атрибутом демократии.
Но это печальное соображение не означает, что ситуация патовая, и западная цивилизация обречена переживать пандемии долго и с максимальными потерями. Это означает, что носителям демократических ценностей и свобод необходимо придумать несуществующие пока стратегии преодоления подобных кризисов без слома культурной парадигмы. И начать этим заниматься нужно уже сейчас, потому что нет никаких гарантий, что в обозримом будущем мир не столкнется с новыми вызовами, по сравнению с которыми коронавирусная эпопея покажется милым приключением.
PS Добавлю, что исключения вроде островных Австралии и Новой Зеландии, где после весеннего локдауна благодаря закрытым границам нет заносов, а также других азиатских стран, где своя специфика, подтверждают правило: стандартный уклад средневзвешенной демократической страны плохо приспособлен для борьбы с кризисами вроде нынешнего.
Из того, что я об этом знаю, многое подтверждается: я как раз хотел было перевести заметку одного испанца, женатого на китаянке, который как раз описывал, как он прилетел из Испании в Китай, как его там встретили и как он сидел две недели на жестком карантине. Также друзья, встречающие китайцев в аэропортах, говорят, что они все выглядят, как человек в белом на фото выше - закутаны все с ног до головы.
Но статья оставляет определенные вопросы. Какие?
Прежде всего, мне непонятна эта история с аэропортом, где из-за одного выявленного все перекрыли, отменили все рейсы и протестировали 17 тысяч человек. Во-первых, не очень понятно, как это вообще можно организовать - это же сколько людей должны быть в подобном задействованы? Во-вторых, в Китае все равно фиксируется где-то сотня новых носителей в день: это что, по каждому случаю все перекрывать на несколько дней и всех поголовно тестировать?
Ну и, повторюсь, мне в упор не понятно, как они сумели полностью купировать распространения коронавируса, который, как мы знаем, распространяется очень лихо и у него есть феномен суперраспространителей, когда один человек может заразить десятки людей? Даже с такими драконовскими мерами это, как мне кажется, совершенно нереально.
Кстати, мне рассказывал читатель, капитан дальнего плавания, что китайцы отказывались присылать врача, когда у них на корабле электрик получил очень серьезную травму. Мол, а вдруг он заразный? Также они недели две отказывались забрать собственного китайского гражданина, который на корабле упал с высоты и серьезно расшибся. Им плевать было, что это их гражданин: а вдруг он тоже носитель? Казалось бы, протестируйте и забирайте, но они две недели не могли этого сделать.