Не проходит и дня, чтобы мне не прислали ссылку на какую-нибудь очередную статейку то ли в новостях на Мейл.ру, то ли в Газете.ру, в которой торжествующе утверждалось, что, мол, все, Швеция сдалась, прекратила бесчеловечные эксперименты, в результате чего ввела полный локдаун, заперла всех по домам и заставила всех носить намордники.
Меня очень веселят эти статьи, потому что я внимательно слежу за тем, что происходит в Швеции, и я знаю, как там обстоят дела. Почему слежу? Да потому что Швеция - это практически единственный островок благоразумия и ответственности во всем охваченном форменным безумием мире. Причем в этой стране ответственность и благоразумие проявляют и специалисты-эпидемиологи, и правительство-чиновники, и сами граждане, которые полностью доверяют и своим эпидемиологам, и своему правительству.
Почему Швецию так нелюбят в других странах, причем это доходит до какой-то буквально животной ненависти? Нет ли в этом чего-то иррационального? На самом деле нет, это чисто прагматичная реакция.
Вот, например, третьеклассник Вася и третьеклассник Петя. Вася правильно выполнил домашнее задание, подготовился к уроку, хорошо ответил, получил пятерку, на перемене вел себя нормально, а не носился как подорванный по школе, в результате курточку не порвал. Петя домашнее задание не сделал, на урок опоздал, вызванный к доске ничего не мог рассказать и в результате получил двойку. На перемене носился туда сюда, на что-то налетел, разорвал куртку. На следующем уроке был в расстроенных чувствах и случайно обосрался.
Какие чувства Петя испытывает к Васе? Конечно же, он его ненавидит. За то что тот получил пятерку, за целую куртку, за то, что Вася, сволочь, не обосрался.
Так что чувства многих людей (и особенно чиновников и специалистов) к Швеции - вполне понятны.
Только сразу предупреждаю: ведущий Яков Широков, беседующий с Сэмом Клебановым, первую половину передачи, на мой взгляд, попросту провалил. Спрашивать человека, почти тридцать лет живущего в Швеции, о его отношении к Чубайсу - это было сильно. Причем там видно было искреннее недоумение Клебанова, который в упор не понимал, на черта его вообще об этом спрашивают, а Широков этой темой нудел довольно долго. Да и разговор из серии "Как выглядит тюрьма в вашем городе" - этому ведущему с собой вообще что-то надо делать.
И только со второй половины, через полчаса, наконец-то пошел интересный разговор про вакцинацию, ситуацию с коронавирусом в Швеции сейчас и о кинопроизводстве в коронавирусную эпоху. Слава богу, Широков на это все-таки вырулил, низкий наш ему за это поклон. Первую половину передачи, если честно, я просто тихо матерился (когда идешь с палками, как-то не очень просто от них отстегиваться, доставать смартфон и прокручивать).
Интересные выдержки.
Я.Широков Я напоминаю, что с нами Сэм Клебанов, кинодистрибьютор и продюсер. Эту передачу можно смотреть и по интернету на сайте YouTube на канале «Эхо Москвы» и в Яндекс.Эфире тоже на канале «Эхо Москвы».
Вот что сейчас в правительстве и, вообще, власти говорят по поводу выбранной модели поведения с коронавирусом в Швеции?
С.Клебанов В Швеции, конечно, интересно получилось. В том, что касается коронавируса, Швеция — это некоторый аналог Израиля в том, что касается мировой политики. Потому что, как в обычные, может быть, не пандемические времена внимание всей мировой прессы приковано к Израилю, и любое событие там освещается под каждым углом. Притом, что китайцы параллельно могут подвергать массовым репрессиям унгуров или в других странах происходит массовые нарушения прав человек. Все равно все смотрят на Израиль. Так же и Швеция. Так получилось весной, что Швеция выбрала несколько иной пусть, чем большинство стран, так до сих пор все говорят про Швеция, про шведский эксперимент. Никто почему-то не обсуждает бельгийский эксперимент, хотя Бельгия по количеству людей умерших на душу населения лидирует с очень большим отрывом от всего остального мира, тем более, от соседних стран — от Нидерландов и от Люксембурга. Про Бельгию очень мало публикаций.
Швеция уже давно превратилась в такую среднюю европейскую страну по своим показателям. Если в начале лета по смертности на душу населения Швеция была на 7 месте в мире, то сейчас на 24-м. А по текущей смертности в Европе согласно данным ECDC, то есть Европейского центра по контролю над распространением заболеваний Швеция на 21 месте из 34 стран.
То есть что произошло со шведской моделью? Гайки немножко по сравнению с весной затянули. Ограничений стало больше. Они стали несколько жестче. Стало больше ограничительных рекомендаций. Опять же самое важное в шведской модели то, что основой являются не формальные юридические запреты, а рекомендации. То есть в Швеции нет такого и никогда не было, и надеюсь, что не будет, потому что нет для этого законодательной базы, что людям запрещено выходить из дома. И указано, например, как во Франции, на каком расстоянии от дома вы должны заниматься спортом. То есть можете бегать, находясь в 1 километре от дома и выходя из дома с запиской, где обозначено время, во сколько вы выли. В Швеции такого нет и, я думаю, никогда не будет.
В Швеции очень мало вещей, которые можно сделать и получить за это штраф полицейский. Например, пригласить себе в гости людей — и тебя за это оштрафуют. Нет, не рекомендовано приглашать к себе в гости людей, с которыми ты не живешь, но это на твоей совести. Например, в Швеции были раньше более 50 человек запрещены массовые мероприятия. Сейчас — более 8. Опять же это не касается частных мероприятий. То есть если ко мне домой придут более 8 человек, а меня, может быть, косо посмотрят соседи, скажут, что это не очень ответственное поведение. Но они не могут взывать полицию, чтобы мне за это штраф влепили.
То есть, по-прежнему, всё, что работало, работает. Но правительство разрешило, например, регионам вводить более жесткие ограничения. Более того, многие заведения закрываются не потом, что так решило правительство, а потому что сеть кинотеатров решила, что в таких условиях лучше и не работать.
Или, к примеру, муниципалитет решил, что муниципальные бассейны лучше закрыть.
Я.Широков О масках, кстати. Масочный режим…
С.Клебанов Масочного режима, его нет, мандата такого масочного, когда людям предписано носить маски даже в качестве рекомендации. Некоторые люди носят маски. Я, может быть, когда иду в магазин, встречаю трех-четырех человек в магазине с маскам. Люди просто стараются не подходить друг к другу близко. Мне кажется, когда я нахожусь в большом магазине, пришел купить продукты, маска довольно бесполезная вещь.
У меня есть возможность ни с кем близко не пересекаться, потому что есть много терминалов, где можно самому заплатить. Всюду стоит разметка, чтобы люди не подходили. То есть маски — это на усмотрение. Перчатки — это даже и разговоров нет. Насчет масок не будут спорить. На эту тему есть разные мнения. Наши медицинские власти говорят, что никаких качественных доказательств пользы массового ношения масок нет. Я доверяю нашим медицинским властям. Хотя американский ECDC говорит, что есть. Когда буду в Америе, там я надену маску. Когда я был в Испании, я маску надевал. Но перчатки, мне кажется, это вообще абсурдная идея их носить.
Главное, конечно, что школы работают. Это меня очень радует. Моя дочка ходит в школу. И оставить 6-летнего ребенка на пару месяцев дома, когда понятно, что в таком возрасте никакого дистанционного обучения просто невозможно. Это будет просто имитация, и главное, это не даст возможность родителям как-то работать.
Между прочим, смотрите, весной все показывали на Швецию пальцем, что мы школы не закрыли, что это ужасно, безответственно. Сейчас все-таки на основе шведского опыта все страны оставили школы открытыми. Это, кстати, одна из немногих позиций, где мне была ближе позиция Трампа, чем его оппонентов. Притом, что я совсем не поклонник Трампа и очень рад, что он проиграл, и слежу сейчас активно за всеми событиями, которые происходят после. Но когда он говорил, что школы нужно держать открытыми, и его поддерживала Fox News, то мне как раз позиция Fox News была в этом плане ближе, чем позиция CNN, потому что это была та позиция, которая является основной в Швеции.
Я.Широков А вот с такими мерами, насколько загружены больницы и госпитали?
С.Клебанов Сейчас они более загружены. Но вчера я смотрел очередной апдейт: было, по-моему, 30% свободных мест. То есть они стараются параллельно с тем, как растет количество госпитализаций, увеличивать количество койко-мест в отделениях интенсивной терапии.
Чтобы было понятно по пропорциям, весной максимум доходил до 558 человек в интенсивной терапии. Тогда количество мест было увеличено до 1100. Сейчас где-то ближе к 700 мест. И по последним данным 252 человека в интенсивной терапии. Кстати, большой скачок. Долго-долго не росло, несколько дней. По сравнению со вчерашним днем выросло на 15 человек, что меня, конечно, беспокоит.
Но все равно я вижу нашу вторую волну, она, конечно, намного мягче и рост медленней, чем в первую волну и смертность ниже, и госпитализация намного меньше. То есть некоторая защита, по крайней мере, на уровне иммунитета у нас есть. Это, может быть, не то, на что хотелось бы надеяться. Что нас вторая волна пощадит, потому что у нас первая была такая. Сейчас порядка 40% от того, что было весной.
Ну и весь видеовыпуск.